15 ноября началась публичная проверка новых справочников средней стоимости
запчастей на сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА). На данный момент
действуют справочники, вступившие в силу 19 октября, которые учитывают поправки
в Единую методику расчета, внесённые Банком России 11 сентября. Нововведение
позволило учитывать цены только на сертифицированные аналоги в случае отсутствия
оригинальных деталей на рынке. Такая мера была принята с целью учета актуальной
ситуации на рынке автозапчастей и сдерживания подорожания полисов ОСАГО на фоне
кризиса.
По данным РСА, рост стоимости запчастей был отмечен в справочнике ещё 19 июня.
Тогда средний ценник на детали некоторых иностранных производителей вырос более,
чем на 50%, а рост цен на запчасти наиболее популярных зарубежных марок составил
около 30% с начала 2022 года. Справочник от 19 сентября зафиксировал незначительный
рост стоимости в пределах 3%. В октябрьской же версии средняя цена на запчасти показала
спад примерно на 3%, то есть фактически вернулась к июньским показателям. Средняя выплата
по итогам 9 месяцев 2022 года составила 74 296 рублей, что на 7% выше показателей за
тот же период прошлого года.
При этом ввоз в страну через альтернативные каналы поставок затруднителен. Пока
ситуация с параллельным импортом не улучшится, в таких условиях сложно производить
натуральное возмещение по ОСАГО в установленный законом срок в 30 календарных дней.
«Как уже было сказано, если сравнить справочник от 19 октября с версией справочника
от 19 марта, составленной до ухода зарубежных производителей, то можно увидеть, что
рост средней стоимости запчастей, хоть и замедлился, но по-прежнему сохраняется в
пределах 29%, требуя принятия дальнейших решений во избежание резкого роста стоимости
ОСАГО для автовладельцев. Одним из таких решений стало расширение тарифного коридора
на 26% в обе стороны для большинства категорий автомобилистов, которое произошло 13
сентября», — напомнил координатор движения «Общество синих ведёрок», Петр Шкуматов.
По мнению эксперта, данная мера помогала сегменту ОСАГО буквально усидеть на двух
стульях, а именно: сохранить приемлемую стоимость полисов «автогражданки» для
безаварийных автовладельцев и в то же время принять необходимые меры для
стабилизации кризисной ситуации на фоне подорожания запчастей. Другими
словами, страховщики получили возможность покрывать вызванные кризисом
убытки по высокорисковым сегментам автомобилистов, а стоимость полисов
ОСАГО для аккуратных водителей, которых на российских дорогах подавляющее
большинство, продолжать удерживать на стабильном уровне.
Хотя многие автомобилисты следят за ситуацией на рынке и понимают обоснованность
принятых решений, некоторые опасаются подорожания страховки и не понимают сути
изменения порядка учета стоимости запчастей. Петр Шкуматов объяснил и это
антикризисное нововведение:
«Что касается изменений в Единой методике, то из-за ухода зарубежных производителей
стоимость комплектующих для многих автомобилей резко увеличилась, что неизбежно вело
к росту цены на полисы. Именно поэтому было принято решение учитывать в справочнике
запчастей только стоимость сертифицированных аналогов при отсутствии на рынке
«оригиналов», что способно сдержать подорожание полиса.
Поскольку еще в июле средняя выплата выросла на 13% (до 80,8 тыс. руб.), при том,
что увеличение средней премии оставалось в пределах 10% с инфляцией в 15%, то есть
цена на полис практически не выросла, можно сделать вывод, что ситуация вряд ли
изменится сейчас, когда удалось сдержать рост цен на запчасти».
Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает:
«Справочники средней стоимости запчастей обновляются не реже раза в три месяца.
Поучаствовать в публичной проверке и актуализации цен на запчасти может каждый
автомобилист, поскольку такая функция доступна на сайте РСА в разделе «Актуализация
справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ».