Как выпустить в мир хорошего пиарщика? Учить его на реальных кейсах и поощрять креатив!

Галина Хатиашвили, автор курса и куратор факультета «PR и коммуникационная
стратегия» академии коммуникаций Wordshop, рассказала о текущем состоянии
отрасли маркетинговых коммуникаций, проблемах индустрии образования в сфере
PR и уникальных технологиях обучения студентов.

Что происходит в отрасли маркетинговых коммуникаций? Как последние события на
политической арене затронули мировой и отечественный рынок PR- и маркетинговых
услуг?

Первое и основное изменение — пересмотр медиамикса и каналов, через которые
бренды общаются с аудиторией. Признание Meta экстремистской организацией и
блокировка рекламных возможностей в Facebook и Instagram заметно сказались
на каналах коммуникации. Многие бизнесы перешли в Телеграм и ВКонтакте, при
этом продолжая вести аккаунт в Инстаграме. Крупные бренды типа «Сбера»
приостановили ведение страниц в продуктах Meta. Небольшие бренды остались
в Инстаграме, параллельно пытаясь нащупывать новые каналы для общения с
аудиторией.

В целом, выигрывают те, у кого уже были выстроены крепкие отношения с
аудиторией, а также компании, которые научились работать с сообществами.

Какова роль российского рынка в структуре мировой индустрии маркетинговых
коммуникаций? Пройдет ли возможный «кэнселлинг» отечественных компаний и
проектов безболезненно или стоит готовиться к худшему?

На мой взгляд, для западного рынка мы не очень большая потеря. Мне пока сложно
сказать, началась ли «отмена» компаний с российскими корнями, или они сами на
всякий случай обрывают связи с Россией.

Как бы вы оценили текущий уровень среднего отечественного PR-специалиста?

Сложно собрать единый образ. Я бы говорила о нескольких типах: агентском пиарщике,
специалисте инхаус и пиарщике небольших проектов. Уровень PR-специалистов неплохой,
они хорошо владеют digital-инструментами, умеют работать с повесткой, строить отношения
с журналистами. Чего не хватает (и это заметно, например, по заявкам премии
«Пресс-служба года») — так это внятного целепологания и умения видеть связи
с задачами бизнеса. «Инициировать» (люблю это слово со времён PR-тендеров)
публикации или придумывать креативный ситуативный маркетинг научились многие,
но далеко не всегда в них прослеживаются ключевые сообщения, цель, связь с
брендом и его константами (миссия, ценности, позиционирование и др.). Кроме
того, по-прежнему пока не все научились измерять эффективность коммуникаций.

В каких компонентах мы не дотягиваем до лучших мировых стандартов,
а в каких их превосходим?

Когда я работала в агентстве Comunica, мы были аффилиатом международного агентства
Golin в России, и мне удалось понаблюдать за работой коллег по всему миру. Нам
иногда не хватает планирования, умения следовать стратегии, сильного менеджмента
и самостоятельности / проактивности. К сожалению, до сих пор функция PR в некоторых
компаниях рассматривается как необязательная, декоративная или зависимая.

При этом российские компании умеют делать PR-кампании мирового уровня — об этом
свидетельствуют, например, многочисленные награды PR-агентств и компаний
международной PR-премии SABRE.

Насколько высоко вы оцениваете уровень российского образования в сфере PR и
маркетинговых коммуникаций? Кто является основным потребителем дополнительного
образования в данной сфере?

Большинство студентов выходят из профильных вузов с базовыми теоретическими
знаниями. Почти все «добирают» знания в ходе практик в коммуникационных агентствах.
В последнее время вузы все чаще приглашают практикующих специалистов читать лекции
и вести семинары — это позволяет лучше погрузить студентов в профессию, но без
практики, разумеется, никуда.

Что касается образования для взрослых, дополнительного профильного образования, то
сейчас много возможностей — как в онлайне, так и офлайн. Программы есть и для
непрофильных специалистов, которые хотят переквалифицироваться, и для
профессионалов, которые хотят «прокачать» те или иные навыки, например,
кризисные коммуникации или креативный подход в PR. Большинство программ,
с которыми я сталкивалась, неплохие, вопрос в том, насколько студенты готовы
отрабатывать на практике полученные знания.

В каких образовательных компонентах классические вузовские программы
недодают студентам качественных знаний?

У выпускников часто не хватает коммуникативных навыков и, как ни странно, умения
находить информацию. А это едва ли не самые важные для коммуникатора компетенции.

Можно ли эти пробелы заполнить при помощи дополнительного образования или
практический опыт ничем не заменить?

Конечно, практику «в бою» мало что может полноценно заменить. Но и во время учебы
можно давать студентам практические задания. По моему опыту, хорошо в этом помогает
формат воркшопов (и онлайн, и офлайн). На курсе «PR и коммуникационная стратегия» мы
превратили подготовку к дипломной работе в двухдневный креативный воркшоп, где студенты
в командах работают по реальному клиентскому брифу, придумывают креативную PR-идею и
описывают её реализацию. Это хороший толчок для них — придумать и увидеть, как всю
полученную на курсе теорию можно воплотить в жизнь.

Насколько сильно отражается дополнительное образование в Академии на карьерных и
зарплатных перспективах выпускников?

Wordshop даёт студентам несколько важных вещей: возможность иначе посмотреть на то,
чем они занимаются; новые знакомства — нетворкинг как среди студентов, так и среди
преподавателей, которые работают в крупнейших агентствах и компаниях; знания, которые
сразу можно применить в своей работе. И все вместе это, конечно, сказывается на
дальнейшей карьере выпускников: кто-то прямо во время обучения меняет работу,
кто-то меняет сферу деятельности, кто-то начинает расти в своем деле еще быстрее.

Расскажите об УТП ваших образовательных курсов: учите ли вы такому, чему
не учат больше нигде?

Наша программа включает знакомство со всеми элементами PR-стратегии, мы
отрабатываем практические навыки — подготовку текстов, анализ инфополя, питчи.

Я даю много теории и примеров, на занятиях и дома мы со студентами разбираем
классические и новые кейсы.

Основное отличие — это акцент на креатив в PR. В дипломной работе мы решили
сконцентрироваться не на PR-стратегии, а на создании креативных PR-стантов по
реальным брифам от брендов. PR-стант — это некая активность (событие, кампания,
сообщение и др.), которая точно привлечет внимание общества. Мы учим студентов
отличать PR-станты от рекламы и обычных PR-инструментов, даём методы создания
креативных коммуникационных кампаний, которые обязательно привлекут внимание,
и помогаем выбирать правильные инструменты для их продвижения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Press Times