https://vatandash.ru/articles/literatura/2022-03-23/m-hik-y-2740362
В прошлом году в московских школах значительно обновилось меню. Туда добавили два десятка блюд, в том числе и 11 супов. И это не случайно, ведь врачи-диетологи настоятельно рекомендуют включать супы в детский рацион. Они содержат много клетчатки, к тому же, это диетические блюда, обладающие массой полезных свойств. Кроме того, супы богаты витаминами, которые переходят в отвар из овощей. Например, куриный бульон облегчает течение простуды, так как в нем есть компоненты с противовоспалительным эффектом, а в рыбном супе есть нужные организму микроэлементы.
Специалисты комбината питания «Школьник-ЮЗ», обеспечивающего питанием более 80 тысяч учащихся в 550 образовательных учреждениях, дали рекомендации по приготовлению супа. Так, важно не переваривать ингредиенты, именно поэтому рекомендуется закладывать их в определенном порядке: сначала те, что дольше варятся, а остальные — в конце. При этом продукты лучше отправлять в воду после того, как она закипит. Не распространяется это правило лишь на мясо — его кладут в холодную воду.
Варить суп нужно на слабом огне, чтобы не разварить продукты. А чтобы бульон получился прозрачным, необходимо снимать пену и варить его в открытой кастрюле. После приготовления супу лучше дать настояться 10-15 минут.
По таким принципам комбинат питания рекомендует родителям готовить супы для своих детей каждый день. Ведь если дома они не едят первые блюда, то и в школе или детсаду не будут воспринимать их как полезную и сбалансированную часть здорового питания. Несмотря на то, что в школах меняют блюда, которые особенно не нравятся ребятам, эксперты считают, что для развития культуры питания необходимо активное участие родителей.
Впрочем, в школах Москвы дети уже не отказываются от супов, ведь кроме внедрения нового меню к учебному году-2022 представители комбинатов питания рассказывают им о пользе блюд, которые есть в столовой, на мастер-классах, куда иногда приглашают и родителей. И, конечно, у детей есть возможность приготовить эти блюда, а потом – повторить дома, чтобы угостить родных.
Сегодня в меню, сформированном «Школьник-ЮЗ», присутствуют борщи, бульоны, солянки, рассольники, супы-пюре и щи. Есть и более экзотические варианты, например, дальневосточный суп с красной рыбой. Все они приготовлены в строгом соответствии со стандартами детского питания, рекомендациями диетологов и нормами Роспотребнадзора.
Особенность столовых большинства московских школ, в том, что комбинаты внедрили принцип шведского стола, когда на первое и второе дети сами могут выбирать блюда из нескольких вариантов. Теперь на завтрак они могут брать блинчики, оладьи, сырники с топингами и пиццу. Благодаря возможности выбора, фаворитами обедов в школьных столовых стали наггетсы с запеченным картофелем, пельмени и паста «Альфредо». Также дети сами могут собрать себе салат, добавить к нему заправку и соль. Кроме того, на комбинатах отмечают, что ребята полюбили первые блюда благодаря разнообразию супов и возможности их выбора. Каждый день вместе с супом дня в меню есть куриный бульон с гренками и зеленью.
Внедрение шведского стола привело к ожидаемым результатам: съедаемость блюд на завтрак повысилась до 88–95%, в то время как до введения нового меню этот показатель составлял 65–80%. А съедаемость первых блюд на обед выросла с 75 до 95%. На комбинатах питания уверены, что система шведского стола и мастер-классы закрепляют у детей полезные привычки. Они призывают родителей не игнорировать принципы правильного питания дома и сократить вредный фастфуд в рационе ребенка. Кстати, в московских школах его давно не встретишь – вместо буфетов с чипсами и хот-догами появились буфеты здорового питания «Здравушка». Такой подход к организации питания позволит сохранить здоровье ребенка до окончания школы.